kinolitmusic (kinolitmusic) wrote,
kinolitmusic
kinolitmusic

Categories:

Побег из Шоушенка (The Shawshank Redemption)



Год: 1994
Страна: США
Режиссер : Фрэнк Дарабонт
В ролях: Тим Роббинс, Морган Фриман, Боб Гантон, Уильям Сэдлер, Клэнси Браун

Представьте, что вы перспективный молодой человек. Вам нет еще и тридцати, то вы уже добились того, о чем другие не смеют даже и мечтать. Вы занимаете должность вице-президента банка и за эту работу вам очень и очень хорошо платят. Вы живете в шикарной квартире, ездите на дорогой машине. Вы женаты на красивой женщине, от которой трудно оторвать взгляд. Вы обедаете в элитных ресторанах, можете себе позволить регулярно ходить в гольф-клуб. У вас много друзей, все уважают вас и ищут с вами знакомства. Будущее вам рисуется только в самом розовом цвете.

А теперь представьте, что по злой воле судьбы вы все это потеряете. Сначала вы узнаете, что у горячо любимой вами жены есть другой мужчина. Но самое страшное случится потом. Вскоре вашу неверную супругу найдут вместе с ее любовником застреленными в постели и подозрение падет именно на вас. Вы будете клясться и божиться, что не имеете никакого отношения к убийству, но прокурор в ответ будет только недоверчиво ухмыляться. Все улики будут указывать именно на вас. Работу вы потеряете, все ваши знакомые и друзья отвернуться от вас. Тот, кто раньше гордился знакомством с вами, станет его стыдиться. Те, кто заваливал вас всяческими приглашениями и подарками в знак большой симпатии станет говорить, что вы ему на самом деле никогда не нравились. А кто-то скажет, что всегда чувствовал в вас что-то отталкивающее и не очень-то удивлен, что вас обвинили в таком ужасном преступлении.

Суд приговорит вас к пожизненному заключению. Никто не поверит вашим уверениям в своей невиновности. Вместо уютной квартиры вы теперь будете жить в тесной и грязной тюремной камере. Вместо дорогих костюмов вы обречены носить только потрепанную тюремную форму. У вас даже имени своего не будет, только номер. Теперь вас будут окружать не элита общества, а ее отбросы: садисты, маньяки и просто моральные уроды, многие из которых хотят познакомиться с вами поближе в самом интимном смысле. Там никому не нужно ваше высшее образование. Там ценятся только сила, а жестокость - это один из признаков крутости.

И вот теперь ответьте на вопрос: кто бы из вас упав так с вершины на самое дно не подумал бы о самоубийстве? А ради чего теперь жить? В этой трясине вы теперь обречены всю жизнь влачить жалкое существование. И это за то преступление, которое вы не совершали. В лучшем случае вас отпустят досрочно, но только когда вы уже будете немощным стариком, которого на воле уже никто не ждет, который там уже будет никому не нужен, когда эта ненавистная тюрьма станет для вас родным домом, который вы возможно, уже не захотите покидать. Ну ради чего жить, если нет надежды. Лучше уж сразу же покончить с собой, чем терпеть такую несправедливость.
Но Энди Дюфрейм (Тим Роббинс) оказавшись в таком ужасном положении, несмотря на то, что с ним так жестоко обошлась судьба не потерял надежды. Глядя на этого долговязого и щуплого парня вы бы его шансы выжить в тюрьме вряд ли оценили высоко. Но Энди, не обладая большой физической силой, мягкий по характеру, но наделенный недюженным интеллектом и сильной волей не только выжил в тюрьме, но даже стал там авторитетом. Даже там он нашел применение своим способностям и заслужил всеобщее уважение. Но только никто и не догадывался, что Энди мечтает однажды вновь обрести свободу. Он не может жить в неволе. Он все равно надеется, хотя никаких поводов для надежды нет. И можно быть уверенным в том, что однажды его мечта осуществиться.

Трудно поверить, но “Побег из Шоушенка” поначалу большим зрительским успехом не пользовался. Коммерческий успех он все же имел (при бюджете 25 млн., собрал в прокате более, чем в два раза), но больших денег не принес. Тогда, в 1994 году он оказался в тени потрясающего коммерческого успеха “Форреста Гампа”. Впрочем, большой ставки на “Побег из Шоушенка” продюссеры не дедали. Фильм номинировался на “Оскара” сразу же по семи номинациям, но не выиграл ни одной. Впрочем, Дарабонт, наверно, главный неудачник этой церемонии. Через 6 лет у него будет шанс получить сразу четыре заветные статуэтки за свою следующую картину “Зеленая миля”, но его снова прокатят по всем номинациям. Так, что “Побегу из Шоушенка” в отличие от “Форреста Гампа” всеобщая популярность пришла гораздо позже. Время все расставила по своим местам. Сейчас фильм обходит по рейтингам “Форреста Гампа” и занимает первое место как на Imdb так и на kinopoisk.

“Побег из Шоушенка” поставлен по одноименной повести Стивена Кинга. Фрэнк Дарабонт уже снял четыре картины по произведениям знаменитого писателя и “Побег из Шоушенка” – вторая по счету. Эта повесть Кинга широкой публике не очень известна, ее не относят к лучшим произведениям мастера ужасов. Наверно, потому что это произведение для творчества Кинга нетипично. В нем нет ни мистики, ни фантастики, ни монстров, ни даже сцен насилия.
Книга мне понравилось. В отличие от другого нестрашного произведения Кинга, “Зеленой мили”, эта повесть написана сжато, лаконично и очень интересно. Там мало диалогов, действия, но само повествование о тюрьме о ее нравах захватывает. Книгу я прочитал за один день. Кстати, там рассказывается о том, за что попали в тюрьму Рэтт, Брукс, в фильме об этом ни говорится ни слова. Тот же самый прием Дарабонт потом использует и при экранизации ”Зеленой мили”. В общем, почитать ”Побег из Шоушенка” стоит.

Но сам фильм получился намного лучше своего первоисточника. У Кинга все герои какие-то неживые. Энди у него какой-то сухарь, бесчуственный чурбан. Рэтт и вовсе циник, приспособлинец и в книге он Энди не был так верен, как в фильме. И в тюрьму книжный Рэтт попал абсолютно заслуженно. Очень гнусное преступление он совершил, но при этом нисколько не раскаялся. Как такой Рэтт мог вызвать симпатии у читателей и как вообще Энди мог с ним подружиться – это для меня, правда, загадка. Впрочем, как я уже не раз говорил, умения создавать ярких пресонажей Кингу не дано.
Дарабонт, будучи сценаристом фильма, характеры кинговских персонажей переписал. Энди у него стал более человечным, а не куском льда, как в книге. Тим Роббинс уже играл сдержанного в эмоциях человека, замкнутого, но отнюдь не холодного и бесчувственного. Сыграл отлично. Использует мало мимики, редко меняет выражения лица, но все равно с блеском передает внутреннюю драму и переживания Энди.

Но даже его блестящая работа меркнет на фоне Рэтта Моргана Фримана. Недаром настоящей звездой после этого фильма стал именно он. Об этом красноречиво говорит тот факт, что карьера Фримана в Голливуде сложилась удачнее, чем у Роббинса. Рэтт в исполнении Моргана Фримана - полная противоположность книжному герою. Мудрый и добрый старик, который уже давно раскаялся в совершенном им преступлении. Нисколько не веришь, что такой Рэтт способен на убийство. Вот если бы Кинг создал образ именно такого Рэтта, книга бы его получилась бы намного лучше. Фриман своей игрой в фильме всех затмил и это при том, что в основных событиях его герой активного участия не принимает, только рассказывает о них. В общем, досталась-то ему по сути невыигрышная роль, но Фриман сделал из нее конфетку, а для этого нужен огромный талант. На месте Роббинса я еше могу представить другого актера, но на месте Фримана – нет. Но его игру вы по достоинству сможете оценить только если посмотрите фильм в оригинале. У Фримана очень своебразный и запомишающийся голос, один один из тех актеров, дублировать которых – это тяжкое преступление.
Интересно, что книжный Рэтт по национальности ирландец с рыжими волосами. Дарабонт следал его темнокожим из-за соображений политкорректности, которая в последняя время стала синонимом идиотизма. Но если благодаря ей роли достаются таким актерам как Морган Фриман, значит толк от политкорректности все же есть.

И еще одно важное преимущество фильма перед книгой. У Кинга получился скорее рассказ о жизни в тюрьме. Конечно он вкладывал в него мысль о человеской свободе и надежде на будущее, но передал его как-то размыто. У Дарабонта смысл получился очевидным. Книга, кстати, заканчивается открытым финалом. Остается неизвестным удалось ли Рэтту снова увидеться с Энди или нет. Фильм дает на это однозначный ответ и эту концовку я считаю намного удачнее. Кто-то скажет, что, мол, банальный хэппи-энд, но я с этим категорически не согласен. Финал должен быть куполом на строещейся пирамиде, последним тезисом авторской мысли, ее логичным завершением. И финал “Побега из Шоушенка” именно такой и есть. Трагичная или открытая концовка была бы тут совершенно неуместна. Она бы фильм только испортила.

Другие претензии к фильму – это то, что, мол, Энди столько лет сидит в тюрьме, но что-то не стареет, а начальство тюрьмы не только не стареет, но и не меняется. Разве такое бывает? В книге ведь такого недостатка нет, там Кинг подробно рассказывает о том, как начальники тюрьмы сменяли друг друга на посту. Господа, да ведь это же удачный художественный прием. Энди вынужден вести в тюрьме скучную однообразную жизнь, ничего вокруг него не меняется, но он по-прежнему верит, надеется, потому и не стареет. А вот Рэтт стареет, потому что с каждым днем в нем угасает надежда. Да и вообще, ну к чему Дарабонту было перегружать фильм не нужными подробностями. Ведь главное в кино – передать авторскую мысль, а не стремиться реально отображать жизнь до малейших деталей. Для последнего существует документальное кино.
Еще, кстати, обратите внимание на трюк с очками Нортона. Когда мы еще только знакомимся с этим героем, он производит впечатление флегматичного, сухого, сурового, но вполне порядочного человека, добросовестно выполняющего свою работу. Тогда очки у него круглые с тонкими душками. Но когда Нортон показывает свою скотскую сущность, очки у него сразу же становятся толстыми и угловатыми, подчеркивая его алчность и подлость.


Кстати, название фильма, как и книги, переведено совершенно не правильно. «Shawshank Redemption» следует переводить как «Искупление в Шоушенке». Но наши прокатчики решили, что это еще одна картина о побеге из тюрьмы, чем совершили большую ошибку. Я в первый раз с трудом переварил фильм. Думал увидеть нечто подобное «Побегу из Алькатраса», а тут что-то совершенно иное. Уже час прошел, но герой не готовится к побегу, полтора часа прошло, а Энди о побеге даже и не чешется. Я сначала даже разочаровался. Но потом понял, что просто у меня был неправильный настрой. “Побег из Шоушенка” не стал бы настолько любимым зрителями всего мира, если бы был всего лищь фильмом о том, как один чувак слинял из зоны. «Побег из Шоушенка» - это картина о том, как человек, пережив ужасную несправедливость, оказавшись в ужасной и, казалось бы, безвыходной ситуации, не пал духом, не поддался унынию, смог остаться человеком. И несмотря ни на что не потерять надежду. И глядя на судьбу Энди, невольно ловишь себя на мысли о том, что уж если он выбрался из такой ямы, то неужели мы со своими пустяковыми проблемами не справимся?
Кстати, если сильно придираться и анализировать, то можно заметить, что таким способом, как в фильме Энди сбежать ну никак не мог. Но на это обращать внимания нет никакого желания. Потому что хочется верить, хочется надеется.

P.S. Заметьте, как минимум четыре актера, сыгравших в «Побеге из Шоушенка» потом снялись в «Зеленой миле». Это Уильям Сэдлер (в «Побеге из Шоушенка» играет Хэйвуда, в «Зеленой миле» - Клауса Деттерика, отца убитых девочек), Брайан Либби (заключенный Флойд, в «Зеленой миле» - шериф МакДжи, арестовавший Джона Коффи. Он снимался, кстати, во всех фильмах Дарабонта), Джеффри Де Мун (в «Побеге из Шоушенка» играет прокурора, обвиняющего Энди в убийстве в начале фильма, в «Зеленой миле» - охранника Гарри Теруиллигера), Макк Майлз (один из заключенных, сообщающий Хейвуду, что «его парень скончался», в «Зеленой миле» - Гектор, работник дома престарелых, тот самый который спрашивает в начале фильма у главного героя куда он ходит днем).

Уильям Сэдлер

Брайан Либби (на заднем плане)

Джеффри Де Мун

Макк Майлз
Tags: Морган Фриман, Стивен Кинг, Тим Роббинс, Фрэнк Дарабонт, драма, кино, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments